Олег Лялик

7 ключевых инструментов для улучшения качества проекта. Диаграмма Исикавы, График Парето, Контрольная карта (карта Шухарта), Блок-схемы, Гистограммы,Чеклисты, Диаграммы Рассеяния

Данная статья будет полезна руководителям проектов, особенно тем, кто готовится к экзамену по PMP.

В ней я расскажу про 7 ключевых инструментов, которые вы можете использовать для работы с качеством в своём проекте.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы).

Еще эту диаграмму иногда называют диаграмма «рыбьей кости» (англ. Fishbone Diagram). Она используется для того, чтобы найти причину дефектов.

Диаграмма Исикавы

Например, в вашем проекте много проблем. Вы разбиваете ваши проблемы по категориям и затем ищите и анализируете все причины дефектов для каждой категории.

Диаграмма Исикавы позволяет вам увидеть все возможные причины в одном месте и выработать механизм, как предотвратить их в будущем.

Пример.

Вы обнаруживаете, что много проблем на проекте связаны с требованиями. Начинаете искать причины и понимаете, что требования часто меняются в процессе выполнения задач, что ведет к переработкам.  Вводите правила написания требований и это позволяет вам решить данную проблему.

График Парето.

Этот инструмент напрямую связан с правилом Парето. Задача графика Парето показать, на какие проблемы стоит обратить внимание в первую очередь. Идея заключается в том, что большинство проблем имеют одинаковые причины возникновения.

Суть инструмента заключается в том, что вы сортируете проблемы по частоте их возникновения (от более частых к менее частым). И далее ищите решение наиболее частых проблем, что в целом помогает значительно улучшить качество проекта.

Контрольная карта (карта Шухарта).

Контрольная карта – это способ свизуализировать как процесс (ситуация) ведёт себя со временем. К примеру, мы хотим проверить скорость загрузки контента на сайт, чтобы понять соответствует ли он требованиям (предположим, что в требованиях написано, что главная страница сайта при скорости интернета X должна грузиться до 3 секунд.

То есть нижний уровень – это 0. Верхний – это 3. Далее делается ряд проверок, во время которых отмечается скорость загрузки сайта. Особое внимание уделяется значениям, которые выходят за границы. Если сбои происходят время от времени, то это считается нормальным, но если сбои происходят 7 раз подряд, то это значит, что проблема есть и нужно реагировать (это называется правилом семи).

Блок-схемы.

Блок-схемы позволяют вам визуально показать работу процесса. Например, с помощью блок-схемы можно показать, как различные задачи зависят друг от друга и взаимодействуют друг с другом. Также с помощью них можно показывать процесс принятия решений.

К примеру, чтобы выпускать рабочие релизы, вы прописываете процесс принятия решения перед выходом в релиз. Что-то вроде:

Команда разработки дала добро на релиз?

Нет –> Ждем пока команда даст добро не релиз.

Да – > Приложение прошло UAT – тестирование?

Таким образом проходя через эти шаги, вы увеличиваете вероятность, что качество проекта соответствует ожидаемому.

Гистограммы

Гистограммы позволяют понять, как разбиваются данные в вашем проекте. К примеру, перед выпуском нового продукта вы провели тестирование и обнаружили 96 багов. Это много или мало? Можно ли считать продукт плохим?

С помощь Гистограммы разбиваем дефекты по уровням и видим, что большая часть дефектов относится к не опасным. Также понимаем, на какие дефекты стоит обратить внимание в первую очередь.

 Чеклисты

Идея чеклистов простая. Мы составляем список проверок, которые должны быть выполнены для того, чтобы судить о качестве продукта.

Например, для функционала логина пользователей на сайте, можно использовать следующие чек листы.

  • Пользователь открыл страницу yyy.com/login/ и система отобразила ему страницу соответствующую требованиям ЛК1.
  • Пользователь ввел верные логин и пароль и нажал кнопку Войти. Система отобразила пользователю главную страницу сайта. В шапке сайта появилось приветствие «Привет, Самый лучший пользователь»

 Диаграмм Рассеяния (точечная диаграмма – англ. Scatter plot).

Диаграмма Рассеяния показывает, как 2 разных типа данных взаимодействуют друг с другом.

Объясню на примере. Вы постоянно вводите новые проверки перед выходом продукта на рынок. Так как проверки требует времени и финансовых затрат вам важно понимать имеют ли они эффект (уменьшают ли количество жалоб от пользователей на продукт).

Диаграмма Рассеяния

Горизонтальная ось – это кол-во проверок. Вертикальная – жалобы пользователей.

Как можно увидеть из график, чем больше проверок вводиться, тем меньше жалоб мы получаем.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, оставляйте их в комментарии к ней.

 

  • Ваша форма была сохранена.