Олег Лялик

Гало-эффект (Halo effect) — Эффект ореола. Или как люди ошибаются в людях.

Определение гало-эффекта (эффекта ореола)

Гало-эффект – это эффект когда общее впечатление  о человеке, вещи, явление передаётся на частные особенности человека, вещи или явления.

Например, в компании работает крутой программист. Руководство решает, что крутой программист, так как он крут, станет крутым руководителем. Ставит программиста руководителем, а у того плохо получается руководить. Обычно это приводит к тому, что компания получает плохого руководителя и теряет хорошего программиста.

Или привлекательный человек вызывает больше доверия и желания общаться, чем не привлекательный.  Этим эффектом обычно пользуются маркетологи, когда используют в рекламах симпатичных людей.

История изучения гало-эффекта.

Первый эксперимент-доказательство гало-эффекта был проведен Эдвардом Торндайком (американский психолог, 1874 – 1949). Торндэйк просил военачальников оценить различные качества в своих подчиненных. В результате он обнаружил, что высокий или низкий рейтинг определённых качеств влияет на другие качества.

Например, физические качества соотносились с интеллектуальными и лидерскими.  Причём более детальные исследования самих подчиненных показали, что мнения их руководителей не всегда были верны.

Эффект ореола в проектах.

Наиболее сильно эффект ореола проявляет себя в рабочей среде. Особенно, когда речь идет о приёме кандидатов на работу.  Например, ряд исследований показывают, что внешне привлекательный человек считается более интеллектуальным, компетентным и квалифицированным.  И по этой причине чаще берут на работу привлекательных кандидатов. Также привлекательным кандидатам чаще доверяют серьёзные проекты и должности.

Стоит оговорить, что привлекательность бывает двух видов: внешняя и внушённая. Иногда эти два понятия могут пересекаться. Что такое внушенная привлекательность.

Например, 2-3 ваших знакомых начали вам рассказывать, про нового гуру-тренера, который меняет жизни людей в лучшую сторону одной мыслью. В вашей голове это может сложить привлекательную картину данного человека. И при встречи с ним, вы будете стараться найти в нём положительные качества, которые вам описывали, хотя их там может и не быть:)

Эффект ореола очень опасная штука, которая заставляет людей назначать других людей на не подходящие им позиции. В результате работа на проекте может сильно от этого страдать.

Как избежать эффект ореола?

  1. Осознать, что этот эффект присутствует.
  2. Проводить собеседования с кандидатом (хотя бы предварительные) по телефону или с помощью тестирования. Таким образом эффект ореола не будет сильно влиять на вас и вы сможете частично отсеить неподходящих кандидатов.
  3. Привязать систему оценки работы сотрудников не к вашему личному впечатлению, а к системе цифровых показателей. Например, количество задач, которое человек выполняет за неделю.
  4. Перед переводом кандидата на новую для него должность проводить психологическое тестирование, которое сможет показать, подходит ли данный человек для этой должности.

 

Также стоит оговорить, что данный эффект может применяться не только к людям, но также и к вещам, программам, идеям, компаниям, а иногда и целым государствам:)

Если у вас есть другие идеи, как можно избавиться от эффекта ореола, пишите их в комментариях к этой статье.

  • Ваша форма была сохранена.