Олег Лялик

Содержание проекта. Или как правильно собрать требования и понять структуру работ в проекте.

sodergjanie_proekta_saglawnaja

Чем отличается содержание продукта от содержания проекта?

Содержание продукта – это свойства или функции, которые характеризуют продукт услугу или результат.

Например, дом.

sodergjanie_proekta

Если у дома есть фундамент, стены и крыша, то это содержание продукта.

Содержание проекта – это работы, которые необходимо выполнить для того, чтобы продукт был создан.

Если в операционной деятельности набор работ необходимых для создания продукта известен и хорошо проработан, то в проекте все наоборот. Так как цель проекта – это создать уникальный продукт, то и набор работ должен быть уникальным.

Следовательно одна из самых больших проблем, которая возникает у руководителей проектов – это определить тот самый порядок действий, которые приведет проект к успешной реализации.

Порядок работ (содержание проекта) может делаться менеджером проекта различными способами. Например, один из способов – это привлечь к созданию плана экспертов (людей, которые имели опыт запуска похожих проектов, либо частей проектов). Или собрать совещание, на котором все участники проекта опишут свое видение работ по проекту.

В больших проектах для того, чтобы определить правильное содержание работ разрабатывается специальный документ, который называется план управление содержанием проекта.

Задача этого  плана описать:

  • Процесс того, как будет разрабатываться содержание проекта.
  • Процесс создания ИСР (иерархической структуры работ).
  • Процесс утверждения ИСР.
  • Процесс получения официального утверждения о получении результатов завершенного проекта.
  • Процесс контроля за запросами об изменениях.

 

Во многих случаях план управления содержанием проекта входит в план проекта, как один из этапов развития проекта. В некоторых проектах этот план могут вообще опускать.

Также для проекта может создаваться план управления требованиями.

Задача плана управления требованиями  определить порядок анализа, документирования и управления требованиями в течении жизненного цикла проекта.

В нем описывается:

  • Процесс планирования и отчетности по управлению требованиями
  • Процесс приоритезации требований
  • Порядок отслеживания требований

 

Процесс работы с требованиями начинается со сбора требований.

Все требования можно классифицировать по следующим категориям:

  • Бизнес-требования
  • Требования заинтересованных сторон проекта
  • Требования к продукту, услуге, результату (функциональные и не функциональные).
  • Требования к передаче результатов проекта (передаче продукта)
  • Требования к проекту
  • Требования к качеству работ и результатов проекта

 

С помощью каких инструментов руководитель проекта (или иное ответственное за сбор требований лицо)  может выполнить свою работу и собрать необходимые для проекта требования.

Интервью – прямое общение с заинтересованными сторонами проекта , которые затем будут использовать финальный продукт.

Фокус- группа – собираются вместе эксперты из разных областей и заинтересованные стороны проекта и в группе начинают обсуждение. Такой подход хорош тем, что большинство требований сразу проверяются на их реализуемость. Например, если в фокус-группе сидят ИТ-специалисты и специалисты из маркетинга, и специалисты из маркетинга говорят, что хотят 7 перпендикулярных красных линий, ИТ-специалисты могут сказать, что это не реализуемо сразу, а не спустя несколько недель, пока требования дойдут до них.

Семинары и участие модератора – есть модератор, который собирает различные заинтересованные стороны для обсуждения конкретных вопросов. Модератор задает ход обсуждения и следит за тем, чтобы в нем участвовали все стороны проекта.

Групповые творческие методы– если необходимо создать  совершенно новые требования к инновационному продукту, собирается группа людей и с помощью специальных приемов начинает эти требования генерировать. К таким приемом могут относится методы: мозгового штурма , метод номинальных групп (метод мозгового штурма + процесс голосования для ранжирования  и приоритезации наиболее выгодных идей), составление ителлект-карт , диаграмма сходств (сортировка по группам полученных идей для их анализа), многофакторный анализ  решений

Методы группового принятия решений – специальные методы с помощью которых группа лиц может выработать действия при наличии различных альтернатив. При таком подходе важно, чтобы при выработке решений между участниками или было единодушие, или соблюдался принцип большинства, или была жесткая диктарута.

Анкеты и опросы – в ситуациях когда необходимо опросить большое количество участников проекта и рассылаются им опросники и анкеты. После получения ответов эти данные можно обработать статистическим методом.  А таким методам можно отнести метод Дельфи – анонимное анкетирование выбранной группы  группы экспертов. Далее к ответам имеет доступ только координатор.

Наблюдение – ведется наблюдение за людьми на месте их непосредственной работы и исходя из их действий составляются требования. Это форма требований хорошо подходит для детализации требований по продукту.

Прототипы – пользователям предоставляется прототип ( упрощенная рабочая модель продукта). Пользователи могут поиграться с этой моделью, высказать не абстрактные а конкретные пожелания  к ее изменению.  Это позволяет очень быстро составить точные требования к продукту.

Раскадровка – метод хорошо применяется в ИТ.  Создаются страницы и показываются переходы между различными страницами.

Бенчмаркинг – для составления требований вы берете передовой опыт других организаций и используете его.

Контекстные диаграммы – визуальное отображение продукта. Например прорисовывается процесс, как должен работать новый интернет-магазин компании и исходя из этого изображения создаются требования.

Анализ документов – производится анализ существующих документов и на их основе создаются требования.

 

 

После сбора всех требований обычно составляется матрица отслеживания требований. В этой матрице показывается, как каждое требование относится к той или иной части проекта.

Удачных вам проектов.

С Уважением,

Олег Лялик







  • Ваша форма была сохранена.