Олег Лялик

Термины в управлении проектами. Что такое проект, управление проектами, руководитель проекта, программа, портфель?

terminij_w_uprawlenii_proektami_saglawnaja

Цель этой статьи объяснить значение некоторых терминов, которые встречаются в управлении проектами, людям, которые только начинают вникать в эту область.

Что такое проект?

Проект – это совокупность идей, работ, плана и мероприятий, цель которых создать новый уникальный продукт. Например, создание нового корпоративного сайта компании или строительство гипермаркета.  Проект всегда ограничен по времени, уникален и связан с большими рисками.  Часто проект путают с операционной деятельностью.

Операционная деятельность – это шаблонные повторяющиеся мероприятия, в которых заранее известно время их выполнения.

Например, обслуживание клиентов за кассой – это операционная деятельность.   В то время как строительство гипермаркета, в котором ведется обслуживание – это проект.

 

Что такое управление проектами?

Управление проектами – совокупность мероприятий, в ходе которых определяются и достигаются цели проекта.  При этом важно, чтобы при достижении проекта были учтены все ограничения по бюджету, рискам и сроку.

Строительство гипермаркета – это проект, а процесс, с помощью которого делается так, чтобы проект завершился в срок, не превысил бюджет, был выполнен качественно – это управление проектом.

 

Кто такой руководитель (менеджер) проекта?

Это человек, назначенный исполняющей проект организацией возглавить команду проекта и отвечающий да достижение целей проекта.

Желательно, чтобы менеджер проекта обладал следующими навыками:

  • Понимал предметную область, в которой ведется проекта\имел практический опыт. Например, если вы запускаете сайт, то желательно, чтобы менеджер проекта разбирался в запуске сайтов и понимал, что такое программирование. Хорошей практикой является назначение на должность руководителя проекта запуска нового сайта бывшего программистов, решившего стать руководителем проектов.
  • Знание в области проектного менеджмента. Руководитель проекта должен понимать, основные этапы запуска проекта и знать, что, как и когда ему нужно делать.
  • Личные качества, необходимые для реализации проекта. Если руководитель проекта будет хорошо стоить планы, но плохо коммуницировать с другими людьми, то у проекта будут большие проблемы.

 

Что такое программа в управлении проектами?

Программа в управлении проектами – это совокупность проектов, совместное управление которыми дает выгоды, которые нельзя получить из реализация каждого из проектов по отдельности.

Например, вы расширяете бизнес и открываете филиалы в регионах.

Какие проекты в рамках данной программы у вас могут быть:

— Юридический – регистрация филиала, получение лицензии.

— Недвижимость – аренда помещений и их обустройство.

— Персонал – набор и обучении.

— Инфраструктура – интернет, телефон и т.д.

Если хотя бы один из этих проектов не будет реализован, то филиал вы не откроете и вся программа будет неуспешной.

 

Что такое портфель в управлении проектами?

Портфель – набор проектов, объединенных вместе с цель достижения бизнес-целей организации.

Стратегическая цель компании на этот год – увеличить количество каналов продаж для клиентов.

В рамках этой цели компания запускает следующие проекты:

— Создание онлайн-магазина.

— Открытие дополнительных офисов в областных городах.

— Продвижение услуг компании через соц. сети.

Как мы видим, в отличии от программы проектов, если какой-то из этих проектов не реализуется, то успехи  в остальных помогут достичь бизнес целей компании.

 

Надеюсь эта статья вам помогла разобраться в основных терминах, используемых в управлении проектами. Остальные термины мы разберем  в других статьях.

С Уважением,

Олег Лялик







  • Ваша форма была сохранена.