Олег Лялик

Управление стоимостью проекта. Или как сделать так, чтобы проект попал в бюджет.

uprawlenie_stoimostju_proekta_saglawnaja

Каким образом менеджер проекта должен управлять его стоимость и следить, чтобы бюджет проекта не вышел за определенные рамки?

Все начинается с плана. С процесса, который называется планирование управления стоимостью проекта.

Планирование управления стоимость проекта – в документальной форме устанавливает политику, процедуры  и методы с помощью которых будет вестись контроль за расходами на проекте.

Что может быть отражено в этом плане?

  • Уровень точности. Устанавливает уровень округления денежных величин в проекте. Например, до 1000 единиц. Что это  означает? Если за услуги поставщика вы заплатили 314 345 евро, то в документе будет указана сумма 314К или 315.
  • Единицы измерения. Для каждого из ресурсов в проекте нужна своя единица измерения (рабочее время, валюта, кг, тонн и т.д.)
  • Контрольный счет. После составления ИСР (иерархической структуры работ)  менеджер проекта имеет готовый план, на который в дальнейшем может ориентироваться. Каждый компонент ИСР, который связан с затратами на проекте называется контрольным счетом (СА – control accound). У каждого контрольного счета есть уникальный код, который связывается с бухгалтерской системой организации.
  • Контрольные пороговые значения. Допустимые отклонения в проекте. Например, по времени.
  • Правила измерения исполнения. Правила на основе которых затем будут оцениваться результаты работ.
  • Отчетность. Формат и периодичность отчетности по расходам.

После описания основных моментов в плане управления стоимостью следующим этапом идет оценка стоимости.

 

Оценка стоимости – это определение примерной стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций в проекте.

Подчеркну в определении выше слово примерной.

Сложно сразу точно высчитать необходимые на проект расходы. В связи с чем по ходу проекта лучше проводить уточнение оценки стоимости.

Каким образом можно как можно точнее определить стоимость различных операций в проекте?

Существуют следующие инструменты:

  • Экспертная оценка – люди, которые знают стоимость работ из своего прошлого опыта.
  • Оценка по аналогам – оценка с помощью аналогичных операций из прошлых проектов.
  • Параметрическая оценка – оценка по параметрам. Например за 100 кирпичей бригада берет 10 у.е. Значит за 10000 кирпичей бригада возьмет 1000 у.е.
  • Оценка «снижу-вверх» — вначале вычисляем нижние работы в ИСР. Затем с помощью нижних оценок и суммирования получаем стоимость пакетов работ.
  • Оценка по трем точкам. —  берем оптимистичный (О), реалистичный (Р) и пессимистичный (П) результат по стоимости и  вычисляем предполагаемую стоимость по формуле: PERT = (О+4Р+П)/6.
  • Резервы – включаем в наиболее рискованные работы проекта резервы.

 

Также при оценке стоимости работ необходимо учитывать:

  • Качество, которые вы хотите заложить в эти работы. Плита на кухню может стоить 200 долларов, а может 2000 тысяч.
  • Расходы на управление проектом. Сюда могут входить фонды для премирования, стоимость ПО и т.д.
  • Стоимость коммерческих предложений. Из моего опыта за одни и те же работы разные компании просили от 50 000 до 600 000 долларов.

После того, как оценка операций произведена,  самое время определить бюджет проекта, сложив вместе все стоимости по операциям. После этого появляется базовый план по стоимости.

Базовый план по стоимости – это утвержденный, распределенный по времени, вариант бюджета, на основе которого затем идет сравнение реальных результатов с плановыми.

Грамотный руководитель при вычислении бюджета проекта всегда закладывает резервы.

Хорошей практикой считается закладывать резервы так, как показано на рисунке ниже.

uprawlenie_stoimostju_proekta

Первоначально в каждую из операций проекта закладывается резерв в 5-20%.

Получившееся стоимость составляет оценку стоимости пакетов работ.

Далее в пакеты работ точно также закладывается резерв от 5 до 20%. Получившаяся сумма составляет Базовый план по стоимости.

Далее в базовый план по стоимости руководство компании выделяет дополнительный резерв.

В бюджетировании проекта кроме такого понятия как базовый план по стоимости, есть еще одно понятие Budget of Completion (BAC) – бюджет по завершении.

Выплаты в проекте обычно идут кусками.  В связи с этим бывает полезным в конце проекта сравнить, на сколько реальная картина вещей отражает то, что планировали.

Главное менеджер проекта должен помнить, что бюджет —  это святое и нельзя выйти за границы проекта.

С Уважением,

Олег Лялик







 

  • Ваша форма была сохранена.